Среда, 01.05.2024, 06:52
Вы вошли какГость | Группа "Гости"Приветствую ВасГость| RSS

Argie 15

Перо руля и шверт

Согласно проекту перо руля и шверт изготавливается из склеенных в мебельный щит реек. Обычно используют сосновые рейки. 
Для уменьшения трудоемкости, некоторые аргостроители пошли более легким путем - использовали готовый мебельный щит, который можно приобрести в магазинах стройматериалов или на рынке.
Щит следует выбрать с минимальным количество сучков, сучки должны быть сросшиеся, "живые". 



Бракуются щиты с гнилыми, сухими сучками, а также с трещинами.

    

Готовые мебельные щиты достаточно прочны. При ударе щит ломается по телу рейки, а не месту склейки. В отличие от самодельных щитов, заводские мебельные щиты склеиваются не эпоксидной смолой, а различными столярными клеями, как правило, не водостойкими. Однако при хорошей грунтовке и качественной многослойной окраске вода никакого влияния на материал не оказывает - проверено на практике.

Если вы все-таки решили изготовить мебельный щит самостоятельно, то следует иметь ввиду, что для идеальной детали, нужно использовать ламели из одной доски, чтобы плотность древесины была максимально одинаковая. Лучший вариант, взять доску 50 мм отфуговать, отрейсмусировать, а потом нарезать ламелей и склеить. Инструкций по изготовлению мебельных щитов много в Интернете. Не стоит увлекаться упрочнением конструкции - клеить в паз-гребень, в шип и т.д., клейте встык, этого достаточно.

Можно покрыть готовое изделие стеклотканью, при этом следует учесть, что стеклоткань, грунт, краска добавляют толщины перу руля и шверту. Не ошибитесь в размерах, иначе шверт может не войти в швертовый колодец.
Еще про оклейку пера и шверта стеклотканью. Есть два диаметрально противоположных мнения:

"Касательно пера руля - объясните, зачем его оклеивать стеклотканью? Чтобы выдерживал прямое попадание торпеды? Насколько я помню, в проекте этого нет. Загрунтуйте и покрасьте - все равно раз за сезон, да шарахнете об камень. Ободранное место зачистите и закрасите. Не делайте из стеклоткани культа! Иначе говоря, не занимайтесь херней. :-)"
"Лучше уж пусть шверт о каменюку сломается, чем выворотит с куском колодец, были случаи...  


Так что, ИМХО, увлекаться прочностью шверта не стоит.. Хотят, как я знаю, тут на форуме существуют адепты "Школы неумиручего шверта". Делают из дуба, оклеивают стеклом..рассчетный срок эксплуатации - 30 лет.. Впрочем, каждому свое :-)"


"Обязательно под оклейку стеклотканью. И ткани не жалеть - бьются что киль, что руль."

Как говориться, вам решать. Если обратиться к первоисточнику, то в инструкции Дикса написано "покрасьте или покройте лаком".
Не следует изготавливать перо руля и шверт из фанеры - прочность такого изделия гораздо ниже, чем из соснового щита.

"Я клеил шверт из сосновой рейки 25х19 после чего естественно шлифовал, но склеил я аккуратно и ширина практически не ушла. После я оклеил одним слоем стекла, но общая толщина у меня получилась порядка 20 мм (я колодец уже по шверту примерял) Когда впервые лег на борт, паруса "приклеились" к воде и я именно скакал на самом краю шверта. Шверт подо мной слегка играл, но не сломался. Вешу я за 80."
shuriksun

Если у Вас повышенная потребность в эстетике и позволяют средства, можно использовать вместо сосновых щитов дубовые, буковые, красного дерева и т.д.

  
Это не Argie 15

В идеале, для придания гидродинамических свойств, руль и шверт профилируют. Для чего? Почитайте.  


Профиль симметричен, имеет вид вытянутой капли. 



Широко распространены симметричные относительно хорды профили NACA.

Хорда профиля – условная линия, соединяющая переднюю и заднюю точки профиля. 
Очень удобной, для геометрических характеристик авиационных профилей, оказалась система относительных размеров, в процентах. 

Цифра 9 в наименовании профиля означает, что ширина профиля на расстоянии 30% от передней части (в этом месте максимальная ширина профиля) равна 9% длины хорды.



При профилировании пера руля и шверта для проекта Argie 15 следует иметь ввиду, что их ширина (хорда) не постоянна.
Для пера она изменяется от 225 мм в верхней части до 190 мм в нижней. Таким образом, профиль будет меняться от верхней части до нижней.
Какой профиль NACA выбрать? Очень просто. Толщина пера руля по проекту 19 мм, ширина (хорда) в верхней части 225 мм. Рассчитаем в процентах основной показатель профиля - толщину: 
19 / 225 = 8,4%. Ищем подходящий профиль в базе данных:
http://airfoiltools.com/ -> Airfoil database search

В поле поисковой формы Maximum thickness(%) (максимальная толщина) ставим число чуть больше 8,4%, например 9, а в поле Maximum camber(%) - 0 (нам нужны симметричные профили). На выходе получаем 2 профиля: 

1. NACA 0006
2. NACA 0008

Нам подходит профиль NACA 0008. Справа от профиля ищем ссылку
Send to airfoil plotter и переходим на страничку профиля. Теперь вводим значение нашей хорды в поле Chord (mm) - 225 мм. Осталось подкорректировать размеры нашего профиля чуть увеличив толщину. Отношение толщины пера к хорде в нашем случае 8,4%, т.е. на 8,4 / 8 = 105% больше стандартного профиля NACA 0008. 
В поле Thickness (%) введем значение 105%.
Получаем профиль:



Аналогично поступаем с нижним профилем с хордой 190 мм. Не меняя значения полей, вводим в поле Chord (mm) значение 190 мм



Ну вот, мы и получили два крайних профиля, остальные лежат где-то посредине :-)



Для профилирования шверта можно использовать профиль (Goe443-IL) GOE 443 Airfoil
Как профилировать? Есть два способа. Первый точный и высокотехнологичный - используется станок с ЧПУ. 





Второй - менее точный - на глаз. 
Распечатав профили с сайта, можно их вырезать и использовать в качеств шаблонов для профилирования. Я использовал три шаблона - верхний, нижний и средний.
 

Взял ленточную шлифмашинку с зерном 40 и за пару часов изготовил профиль. Кстати, для грубой обработки дерева можно использовать болгарку с лепестковым шлифовальным кругом под металл с зерном до 40. Быстро режет и круг легко очищается металлической щеткой, правда вероятность "накосячить" все же больше.

Небольшое отступление.

На пере руля линию, где начинается профиль я повел не выше, а чуть ниже отверстия под таль. И отверстие сделал на расстоянии не 10 мм, а 15 мм от кромки пера. Мне показалось так будет надежнее.









Теперь опять к профилю.

Профилированная деталь имеет очень тонкую кромку в задней части. Если вы не собираетесь оклеивать ее стеклотканью, не надо сводить кромку "на ноль" во избежание ее повреждения.
На фото ниже, деталь выточенная из дуба.  




В проекте швертбота 4.5m dinghy Радослава Врежко профиль шверта выглядит следующим образом.


Строителям этого проекта повезло больше - шверт и перо руля не имеют переменной хорды. И, как видим, профиль совсем не NACA.

"Даже если непрофилированную доску вместо шверта поставите, потери скорости не заметите ваще. Сам проверял. Поэтому для шверта профиль НАСА, НАСА-2 или же ПОХЕР-2, или же ШВЕРТОТСЫРОСТИПОВЕЛО-3 это все от лукавого, если только вы не идете на рекорд Гиннеса и для этого не просчитывали гидродинамику всей подводной части этой лодки, включая потери из-за разрыва килевого бруса в районе швертового колодца и на оконечности скега. Достаточно на шверте обточить кромки и сделать утолщение ближе к передней"
FediaOsov
 
При оклеивании детали стеклотканью, острая кромка срезается и вместо нее формуется новая из смолы с наполнителем. В качестве наполнителя можно использовать алюминиевую пудру. Далее кромка формуется на куске оргстекла. Чтобы не отломить кромку, оклеивается одна сторона, затем другая.
Процедура выглядит следующим образом:
(фото и описание от skiffer, перо руля на i550)


Еще проще без формирования кромки. После оклейки детали в "карман" между полотнами стеклоткани вводится шприцем смола. Полость заполняем уже после того, как смола после оклейки тканью отвердеет. Там остаются поры, прямо через них "шприцуем". Важно, чтобы при оклейке полотнища слиплись друг с другом более-менее ровно.


На Agrie чаще используют кинжальный шверт, такой как в проекте. Но есть и варианты с поворотным швертом. Если вы собираетесь ходить по водоемам, где есть вероятность внезапно наткнуться на подводные препятствия, можно изготовить поворотный шверт. При наезде (или наплыве?) на препятствие он будет убираться в швертовый колодец. Такой шверт удобнее.
В исполнении Дикса поворотный шверт выглядит следующим образом.


Из чертежа видно, что банку придется делать разрезной и в гребном варианте шверт будет мешать гребцу. Хотя...

"насчет того, что он будет мешать гребцу, не заморачивайтесь - в парусном варианте на средней банке ГРЕБЦУ МЕШАЕТ ВААЩЕ ВСЕ."
FediaOsov

Кроме того, швертовый колодец занимает дополнительное место в кокпите.
Вот так выглядит поворотный шверт еще в одном исполнении.


Для подъема и опускания шверта используются шверт-тали.

canis_major

Красная веревка - шверт-таль, которой вы шверт будете вытягивать из воды.
Желтая веревка - шверт-таль, которой вы шверт будете ставить в рабочее положение.
Зеленый кружок - либо блок, либо просто скоба на передней банке через которую пойдет шверт-таль.
Зеленые прямоугольники - клиновые/щелевые стопора. Стоят по краям колодца, на обвязке, слева и справа.

Фактически, шверт-таль одна, просто проходит сквозь шверт и фиксируется, чтобы не переползала туда-сюда. Потом просто тяните за ее разные концы и ставите шверт в нужное положение.
Стопоры лучше использовать саморазблокирующиеся, тогда при неожиданном наезде на препятствие шверт-таль освободится сама.


Кинжальный шверт фиксируется багажной резинкой

 
bsvstud

При грунтовке, покраске и оклейке стеклотканью шверта и пера руля, необходимо делать работу сразу с обеих сторон, иначе деталь может повести.

Таким образом, если вы не склонны умножать сущности сверх необходимого то:

1. Перо руля и шверт делается из сосновых мебельных щитов.
2. Профиль деталей приближается к идеальному, но при этом следует помнить о прочности задней кромки - не нужно сводить ее на "ноль".
3. Точность профиля не имеет значения, достаточно приблизительного контура.
4. Оклеивать стеклотканью не надо - загрунтовать и покрасить.
5. Помнить, что грунт и краска добавляет толщину детали - соотносить с шириной швертового колодца.

Вот и все.



Меню сайта
Форма входа
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    Copyright MyCorp © 2024
    Бесплатный конструктор сайтов - uCoz