Фанера
Согласно проекту, швертбот изготавливается из морской фанеры.
Морскую фанеру можно приобрести
здесь.
Однако:
Морская фанера (фанера из красного дерева). Начать надо с того, что такого дерева в природе не существует. К определению "красное дерево" относится красная и коричневая древесина махоганиевого, саппанового, сандалового, амарантового деревьев, дерева кайя, цезальпинии, веллингтонии, а также тиса, секвойи, ряда других тропических деревьев и (ужас!) одного вида ольхи. В англоязычной литературе термину "красное дерево" соответствует Mahogany (махогани). По разным источникам, этим термином обозначаются до десяти тысяч различных пород древесины с самыми разными свойствами.
Не верьте сказкам про "вечность" тика и "настоящего" махогани. К примеру, "красная" фанера Окуме (Габун ) с сертификатом Ллойда имеет характеристику сопротивления гниению "плохо". Такую же характеристику имеют и многие другие "ценные" породы. Очень охотно гниет кайя (африканский махогани) .
С учетом применения фанеры для судостроения немаловажен вопрос и того, какой смолой данная фанера клеена. При водостойкой смоле фанера относится к категории "Exterior" (наружное применение) или "Marine" (морская), в противном случае к "Interior" (внутреннее).
Различия стандартов "Exterior" / "Marine" в основном сводятся к шлифованию и более высоким требованиям к внутренним слоям шпона для "Marine". Это похоже на аналогию ФСФ="Exterior" / ФК = "Interior". Если фанера "красная" и к тому же "Interior" (т.е. для отделки внутренних помещений и мебели), почти наверняка между наружными декоративными слоями находятся "дрова" (дешевая низкосортная древесина каких угодно пород).
Что касается категории "Marine", она не оговаривает породы используемой древесины (в Штатах ее в основном делают из хвойной древесины) и любителям "красненького" можно только рекомендовать фанеру, прошедшую сертификацию Ллойда по стандарту BS 1088 . Помимо всех требований категории "Marine", он требует применения тропических твердолиственных пород древесины. Поскольку в тексте стандарта отдельно упоминается окуме/габун и оговорено отсутствие антисептической обработки и пропитки, можно догадаться, что сам по себе стандарт долговечности фанеры не гарантирует :-( .
Заменить морскую фанеру можно легко - многочисленные самостроители используют для этих целей отечественную ФСФ.
Еще один тип фанеры – бакелизированную фанеру (бакфанеру) также можно использовать для строительства лодки, но она тяжеловата. Есть еще "интересные" свойства бакфанеры - на ее необработанной поверхности не держатся никакие клеи и краски (надо ошкуривать) и в воде она может тонуть ...
Осталось рассмотреть фанеру ФК. Фанера марки ФК не водостойкая, тем не менее, в отсутствие ФСФ используют и ее. Конечно, корпус лодки придется оклеить стеклотканью (в проекте Дикса оклейка корпуса не предусмотрена).
Хвойную фанеру ФСФ лучше не брать. Хвойные - это и сосна, и ель, и лиственница. Встречаются листы с одной стороны из сосны, с другой стороны из лиственницы. При изменении влажности такую фанеру сильно «ведет».
Важнее, чтобы фанера была ровная, никаких "винтов" - я замучился с хвойной ФСФ - ее ведет от любого сквозняка. wsh71
Таким образом, для самостоятельной постройки лодки лучше всего использовать березовую ФСФ. Сорт фанеры – чем выше, тем лучше. И конечно, фанера должна быль шлифованная. О сортах фанеры почитайте
здесь.
Можно использовать и низкие сорта фанеры, но тогда придется заниматься шлифовкой, шпаклевкой и зачисткой сучков и других дефектов.
Хотя березовая фанера прочнее морской, толщину используемой фанеры уменьшать не следует – используйте 6 мм фанеру, как в проекте.
4-мм фанера был мой эксперимент, и если бы сейчас я делал заново - взял бы 6 мм. orca77
Почитать о фанере в судостроении можно
здесь.
На остальные детали корпуса идет сосна.
Там, где в проекте стоит hardwood (твердая древесина), используем дуб, бук.
Ну и в заключение: нужно быть готовым к тому, что вес лодки возрастет, проектных 60 кг в любом случае не получится. Причина этого понятна - в проекте, в качестве материала корпуса, используется легкая фанера из древесины пород окуме/габун (400 кг/м3 против 650 у березы) и достаточно взять в руки калькулятор и пересчитать площади всех фанерных деталей, чтобы убедиться в происхождении этих лишних килограммов.
|